Об АШВЕНАХ и
«КНИГЕ АШ»
Оглавление
КНИГА АШ
ИСТОРИЯ АШВЕНА
ЗАРОЖДЕНИЕ СЕКТЫ
АШВЕНЫ В ВИЗАНТИИ
АШВЕНЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
АШВЕНЫ В ХХ ВЕКЕ
ПРЕДАНИЕ О ВЕЛИКОЙ ЛЖИ
БИТВА СО ЗЛОМ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ну и приложение ко всему этому
Секта Ашвен
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И УЧЕНИЯ
Ашвен — малоизвестная секта, достаточно многочисленная в Византийской империи VI-XII в.в. и оставившая след в истории Западной Европы более поздних периодов. Есть основания считать, что адепты учения Аш существуют и сейчас.
Производит глубокое впечатление грандиозность заговора молчания вокруг Ашве-на. Создается впечатление, что в нем участвуют совершенно разные, даже враждеб-ные друг другу силы. Даже если предположить, что идеология ашвенов действительно не устраивает абсолютно всех, все равно остается непонятным, как таким несговорчи-вым оппонентам, как, скажем, Святой Престол и Московская Патриархия, удается до-стичь столь эффективного согласия в деле преследования какой-то малозначительной секты, пик могущества которой остался в далеком прошлом.
Мы не станем давать прямых ответов на эти вопросы, оставив эту привилегию чи-тателю, и ограничимся только сухим и беспристрастным, насколько это возможно, изло-жением тех немногих фактов истории Ашвен, которые удается извлечь из-под нагро-мождения умолчаний и фальсификаций.
КНИГА АШ
Известно несколько точек зрения на происхождение названия секты Ашвен.
По мнению профессора Р. Хименеса (Университет Монтевидео, Уругвай), Аш – пер-вая буква английского слова horror («ужас»). Хименес предполагает, что все доступные в настоящее время источники информации о секте на самом деле имеют общий корень в трудах английских ашвенов времен Шекспира и Елизаветы, и античная история секты выдумана ими для придания учению большего веса в глазах современников. «Ужас-ным» представляется ему предание о Великой Лжи – основа учения «Книги Аш». Эта версия по-своему красива, учитывая названия составных частей «Книги Аш» — «Книга Лжи», «Книга Бесчестия» и «Книга Предательства». Видимо, из похожих соображе-ний, его коллега из Дели известный теолог С. Кришнамурти считает, что Аш – начало английского же ashes, что означает «прах», «пыль». Обе версии не выдерживают ника-кой критики, так как ашвены именно под этим именем упоминаются как минимум с VI века от Р.Х., когда еще не было ни английского языка, ни англичан, как таковых. Более правдоподобной представляется гипотеза доктора Коца из Хайфы, усматривающего в «Аш» искаженное название первой буквы тетраграмматона в его латинском написании и обратном прочтении (HVHJ). В этом случае «Книга Аш» – «Книга бога (или Книга о боге), вывернутого (вывернутом) наизнанку», что очень хорошо сочетается с ее содер-жанием. Вероятно, изначально книга так и называлась – «Книга ХВХЙ», но впослед-ствии под перьями малограмотных переписчиков перевернутое имя бога редуцирова-лось до одной буквы.
В настоящее время в распоряжении исследователей (вернее, тех из них, кто в этом признается), находятся три основных варианта «Книги Аш». Первый вариант, наиболее изученный и самый распространенный, написан на итальянском языке и представляет собой перевод более раннего, не сохранившегося латинского текста. Несмотря на от-сутствие оригинала, можно уверенно утверждать, что перевод ужасен и литературно, и содержательно. Ясно, также, что переводчик, вернее переводчики, так как их было, по крайней мере, двое, существенно дополнили, а где-то сознательно исказили первона-чальный текст в соответствии со злобой дня. В результате оказались утрачены цен-нейшие с научной точки зрения сведенья о древнейшем периоде истории Ашвена. Тем не менее, этот вариант – видимо, самый близкий к оригиналу, за неимением лучшего, разумеется. Общее количество известных оригинальных экземпляров оценивается в три-четыре десятка, и находятся они в основном в библиотеках нескольких итальянских и американских университетов, все без исключения – в закрытых фондах.
Второй сохранившийся текст «Книги Аш» существует в единственном экземпляре. Он был обнаружен сравнительно недавно – в 1945 году — американским историком Дж. Линдси, в то время служившим в американской армии в чине капитана интендантской службы. Книга была им обнаружена в разбомбленном обозе немецких беженцев в Са-аре. Фолиант лежал в груде обгоревших книг, и внимание капитана привлек тем, что был единственной книгой на английском языке, что очень порадовало Линдси, испыты-вавшего в тот момент острейший сенсорный голод. Прочитав несколько страниц, Линдси понял, что в его руки попал настоящий раритет. В настоящее время книга находится в Гарварде. Чтение и изучение этого экземпляра запрещено ученым советом университета, навсегда.
Третий текст также представлен всего одним оригинальным томом. Это, в отличие от упоминавшихся выше, не столько перевод, сколько подробный пересказ книги с об-ширным комментарием к нему и инструкцией, как находить, разоблачать, а затем по-беждать ашвенов в теологическом диспуте. Этот последний текст написан на архаич-ном синагогальном иврите. Как легко догадаться, и комментарии, и советы по ведению диспута написаны с точки зрения иудаизма. По не слишком правдоподобному преданию этот том является сигнальным экземпляром издания, печать которого была пресечена в самый последний момент неким тайным синедрионом, якобы по настоящее время сле-дящим за происходящим в мире, и периодически вмешивающимся в дела людей и госу-дарств. Эта версия изрядно попахивает «Протоколами сионских мудрецов». Сама книга изучается единственным израильским ашвеноведом, уже упомянутым доктором Шимо-ном Коцем, написавшим обширный комментарий к этому комментарию. Этот второй комментарий, в свою очередь, никогда не публиковался. Возможно, автор не решился навлечь на себя негодование иудейских ортодоксов. Тем не менее, некоторые отрывки из книги Коца просочились на страницы пары специальных американских журналов. Впрочем, человек, не имеющий представления об Ашвене, ничего в них не поймет, а посвященный вряд ли сможет почерпнуть в них что-то новое. Возможно, кем-то так и задумано.
ИСТОРИЯ АШВЕНА
«Книга Аш» и в итальянском и в древнееврейском вариантах делится на три части. Первая часть, «Книга Лжи» содержит космологию ашвенов, а также множествен-ные цитаты разной степени точности из Библии с комментариями к ним, в кото-рых показывается, каким образом приведенные цитаты подтверждают воззре-ния ашвенов на устройство мира и на основную задачу в нем каждого честного человека. Вторая часть, именуемая «Книгой Бесчестия» повествует об истории Ашвена. Как уже отмечалось, этот раздел книги подвергся варварской переделке в итальянском варианте, однако еврейский пересказ в какой-то степени помогает запол-нить наиболее темные места итальянского текста.
ЗАРОЖДЕНИЕ СЕКТЫ
К величайшему сожалению, описание самого интересного момента ашвенской исто-рии – возникновения учения – практически уничтожено в итальянском варианте. Воз-можно, здесь сказались какие-то сугубо личные счеты Франческо Пини с современными ему греками. Впрочем, не менее вероятно, что гордый потомок латинян с последова-тельностью, свойственной профессиональным революционерам, очень хотел, чтобы ашвенизм возник именно в его Римской империи. В еврейском экземпляре начальный период изложен скороговоркой, как не слишком существенный. Большая часть того, что далее будет сказано об этом важном событии – скорее более или менее правдоподоб-ные догадки.
Во времена преемников Юлиана Отступника на смену преследований христиан, наконец, окончательно пришли тяжелые времена для культов темпераментных и жиз-нелюбивых языческих богов. Вопреки распространенному представлению, будто Кон-тантин Великий просто узаконил свершившийся факт, ко времени описываемых собы-тий христиане едва ли составляли более десятой части населения империи. При этом упомянутое меньшинство концентрировалось в крупнейших городах, было сплоченным и агрессивным. Исход борьбы еще не был решен. С тем большим ожесточением адепты новой религии обрушились на обезоруженного врага. Преследовать мирян – привер-женцев старых богов было затруднительно по причине их многочисленности. Гонениям подверглось жречество. По всей империи храмы Зевса и Кибелы разрушались и пере-оборудовались под христианские церкви. Языческие школы лишались, выражаясь со-временным языком, «государственного финансирования» и закрывались. Жрецы, в рядах которых было много замечательных философов и литераторов, в буквальном смысле слова лишались куска хлеба. В этой обстановке в языческой столице империи – Афинах (хотя, возможно, в другом крупном, но наверняка греческом городе) тайно со-брались шесть верховных жрецов основных храмов города для обсуждения сложивших-ся обстоятельств и дальнейших совместных действий. Предположительно, местом сход-ки стал подвал храма Аполлона, в последствии разрушенного до основания; камни, слышавшие речи основателей секты, пошли на постройку Святой Софии. Лидер сбо-рища, видимо, хозяин – верховный жрец храма Аполлона, предложил заговорщикам для разработки эффективных средств борьбы против христианской напасти внимательно изучить первоисточники еврейской ереси (врага надо знать в лицо!). В течение пяти лет в условиях строжайшей тайны шесть или более афинских храмов, еще не полно-стью растерявших на тот момент интеллектуальный потенциал, работали как заводы по переработки Торы и Евангелий, а также множества других христианских документов. Неизвестно, кому первому пришла в голову страшная догадка об истинном смысле пер-вого и второго пришествия, а также всей истории евреев в прошлом, и участи, в буду-щем уготованной человечеству лукавым распятым богом. По преданию, «озарение» случилось на втором или третьем году работы. Следующие два-три года ушли на сбор доказательств и выуживание многозначительных намеков, а также на разработку соб-ственной космогонии и телеологии. Тайные контакты между храмами, судя по всему, были тесными. Так или иначе, на втором эпохальном «заседании» шестеро лидеров интеллектуального мятежа уже имели в своих руках законченную идеологию со всеми необходимыми атрибутами, которую оставалось только претворять в жизнь. Возможно, этот заговор мог бы закончиться очередным крутым зигзагом в римско-византийской истории, который отсрочил бы окончательную христианизацию Рима лет на двести. Однако этого не случилось. Год спустя после описанного выше грандиозного подвига позднеантичной мысли город захватила пришедшая откуда-то с севера орда грязных оборванцев неизвестного происхождения, разграбивших и спаливших Афины и окрест-ности, а также перебивших всех жителей, не успевших или не пожелавших убежать. В числе вырезанных странным образом оказались почти все посвященные в заговор. О судьбе пяти из шести списков программного труда заговорщиков не известно ничего. Шестой экземпляр обнаруживается спустя какое-то время в Константинополе, где его случайно находит на дне сундуке в заброшенном доме отставной однорукий солдат, пылающий лютой ненавистью к вышвырнувшей его на помойку империи.
АШВЕНЫ В ВИЗАНТИИ
К несчастью для пребывающей в неведении империи, солдат оказался грамотным. Как утверждает «Книга Бесчестия», иначе бедняга давно бы помер с голоду. Писать он не мог, но подрабатывал тем, что читал письма необразованным согражданам. Эта находка перевернула его жизнь. Прочитав найденную книгу, солдат нашел в ней ответы на все без исключения вопросы, которые мучили его с тех пор, как он потерял руку. Тогда ветеран войн с персами взял себе тайное имя Аш, нашел пятерых таких же обо-зленных на державу товарищей, один из которых оказался образованным бастардом некоего богатого вельможи, и основал уже именно секту ашвенов. На деньги папаши одного из отцов основателей остальные апостолы прикармливали новых привержен-цев, а тем временем однорукий Аш и безымянный спонсор-ублюдок писали третью, последнюю часть «Книги Аш», «Книгу Предательства», ключевые понятия и принципы которой, по всеобщему убеждению, и наградили это учение поразительной живучестью. Однорукий Аш, первый Аш, и его еще более безымянный соавтор – наиболее уважае-мые авторитеты ашвенов, практически пророки. К сожалению, их настоящие имена и какие-либо подробности биографий совершенно неизвестны.
Дальнейшая история второй Венты во главе с Одноруким Ашем во всех известных в настоящее время источниках отсутствует. Остается лишь надеется, что где-нибудь в Греции или Болгарии в одном из древних православных монастырей еще хранятся списки «Книги Аш», ожидающие исследователей. Основания для такого заключения дают неоднократные, хотя и крайне туманные в большинстве своем упоминания о рас-пространении ашвенской ереси в империи ромеев во времена Юстиниана Великого и после него. С тех пор, как трудами легендарной Второй Венты предание о Великой Лжи начало жить как бы своей собственной жизнью, не связанной напрямую с передачей традиции от учителя к ученику, свойственной подавляющему большинству других уче-ний, количество ашвенов-одиночек, а также доморощенных вент быстро перестало поддаваться какому-либо подсчету и осмыслению. Всякий полуобразованный поддан-ный империи, недовольный жизнью, получив в руки Книгу, либо услышав о ее суще-ствовании от другого человека, из простого брюзги мог превратиться в идейного борца, члена громадного сообщества единомышленников – Ашвена. Для чего необходимым и достаточным условием было лишь его более или менее искреннее желание. В свою очередь, став ашвеном, новообращенный не мог избавиться от навязчивого желания довести до ближних весть о своем неожиданно повысившемся в космических делах статусе, каковая весть распространяла метастазы ереси все дальше и дальше, вглубь и вширь.
Эпидемия ашвенизма доставляла немалую головную боль власть предержащим. Ашвены легко вступали в злокозненные связи со всеми внешними и внутренними вра-гами империи, зачастую самим себе объясняя свою жадность, подлость и склонность к предательству верностью светлой идее спасения человечества от самоубийственной имперской опасности. Дезертиры, не желая в своих собственных глазах казаться труса-ми, хватались за услужливо протянутую соломинку священного саботажа, завещанного первыми Ашами. Люди, склонные к деструктивному поведению, находили объект своей ранее безадресной ненависти – государственные институты и их служащих, вина кото-рых неопровержимо доказывалась уже самим фактам их принадлежности к имперской власти, а также стремлением этих учреждений к благополучию, укреплению и обустраи-ванию Государства.
Борьба с распространением «Книги Аш» одновременно была похожа на погоню за бестелесной тенью и на битву с драконом, у которого на месте одной отрубленной голо-вы вырастало две новых. Вот что пишет об этом времени Гермес Юнтилий из Каппадо-кии: «Каждый неудачник, собрав вокруг себя пятеро еще более никчемных и озабочен-ных своей никчемностью субъектов, начинал мнить себя новым Ашем, носителем вели-кой истины, и не найдя в себе смелости действовать ножом или дубиной, разворачивал по мере своих силенок деятельность по переписыванию книги, вставляя в нее свои тупые и злобные измышления. Какие-то списки при таком вольном обращении с текстом при очередном переписывании становились совершенно невразумительной абракадаб-рой. Но было и иначе, когда новая разрушительная идея, родившаяся в замороченной голове какого-нибудь несчастного разорившегося торговца или мелкого чиновника, попадала в руки более умудренных еретиков, которые включали ее в новые, отшлифо-ванные в монастырях-оборотнях, версии Книги.»
В это время проявилось во всей полноте явление, которое можно условно назвать «синдромом Павла» – превращение яростных гонителей в не менее истовых адептов. Принципы «членства» в Ашвене, сформулированные Ашем и его безымянным соавто-ром в «Книге Предательства», освобождали распропагандированного сотрудника охра-нительных органов империи от многих сложностей такого обращения. Чтобы стать пол-ноправным с точки зрения «Книги Аш» ашвеном, ему не надо было даже говорить о своем решении кому бы то ни было. Обращение в ашвенизм чиновников, призванных всеми силами бороться с этой напастью, приняло в империи повальный характер. Эти люди имели легальный доступ как к преданию, так и к разнообразной информации о масштабе и глубине проникновения ашвенизма в наиболее образованные и могуще-ственные слои общества. Став ашвенами, они как правило не оставляли своих удобных и дающих обширные возможности постов, сводя на нет потуги власти хоть как-то ввести процесс разложения государства в управляемое русло.
Именно в это время коллективным разумом тщеславных анонимов пишется «Книга Бесчестия». К сожалению, ее достоверность относительно «ашвенства» исторических личностей равна нулю. (Что и понятно. Поскольку любой список книги мог попасть в руки властей, упоминание в ней известного лица было равносильно доносу. Известно, что, зачастую, таким образом она и использовалась. То есть « Книга «Аш» переписыва-лась теми, кто вовсе не разделял взгляды ашвенов, только затем, чтобы оклеветать врага, приписав его к еретикам. Ясно, что и цена таким свидетельствам была невелика. Никто им по-настоящему не верил. Это был скорее предлог для репрессий, нежели при-чина). Однако, есть основания считать, что ашвенами были и многие магнаты из самых могущественных родов Византии. Доподлинно известно, что исповедовал Ашвен люб-веобильный Андроник Комнин. Впрочем, став в конце жизни императором, он сменил ересь на ортодоксальное православие с той же легкостью, как в свое время менял лю-бовниц и друзей. Ашвенами были многие члены дома Ангелов, возможно даже импера-тор-«акробат» Алексей Ангел, приведший империю к гибели в 1204 году.
Тринадцатый век положил конец широкому распространению ашвенизма. В бывшем рассаднике суеверия – растерзанной Византии началась настоящая охота на ашвенов, причем как в Латинской империи, так и в Никейской. Причем соплеменники греков-еретиков были особеннно жестоки к предателям, ставшим одной из причин катастрофы, случившейся с империей ромеев. Если в доме находили список «Книги Аш», дом сжигал-ся вместе со всеми, кто в нем жил без разбора вины, пола и возраста. Больше о грече-ских ашвенах упоминаний нет.
АШВЕНЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Момент проникновения ереси в Западную Европу документально не зафиксирован. Возможно, его принесли в Рим солдаты Велизария. Может быть, «Книга Аш» была при-везена в торговые города Южной Франции греческими купцами. Так или иначе на рубе-же двенадцатого и тринадцатого веков первые вспышки ашвенизма замечены в Про-вансе и Аквитании. Братья из новоиспеченного ордена святого Доминика доносят в Рим о появлении в городах и селениях края в изрядном количестве некоей богопротивной книги, которая распространяется с такой скоростью, будто ее переписывают не люди, а бесы. Содержание же книги настолько ужасно, что монахи не решились его пересказать в своем послании даже в общих чертах.
Довольно быстро события стали принимать весьма угрожающий для Церкви оборот. Количество людей, игнорирующих мессу и другие католические обряды, не говоря уже об уплате церковной подати, в некоторых городах составило до трети населения. В этот период ашвены проповедуют открыто, на площадях. Они захватывают замки, и даже создают нечто вроде иерархии во главе с шестью Неизвестными. Дело дошло до того, что был предпринят специальный крестовый поход против приверженцев предания о Великой Лжи. Крепости ашвенов были разрушены, однако тогдашний папа был настолько напуган, что издал специальную буллу, в которой повелевал христианнейшим князьям предпринять все усилия, чтобы сама память об ашвенах стерлась с лица зем-ли. Последовавшее годы спустя в тех же местах искоренение ереси альбигойцев погло-тило события более раннего времени. О провансальских ашвенах забыли. Тем не ме-нее, в трудах, посвященных крестовому походу против альбигойцев проскальзывают явные анахронизмы. Так, в обвинительной речи против покровителя альбигойцев Рай-мунда Тулузского на соборе в Безье Юлий Мегистерн ни стого, ни с сего заявляет: «Эти еретики самого Бога нашего Иисуса Христа объявили куклой в руках Сатаны, а подвиг распятия – богомерзким лицедейством, разыгрывающим всеобщее человекоубийство!». Совершенно очевидно, что в данном случае речь шла вовсе не о катарах, почитавших Спасителя выше Бога Отца, а об ашвенах.
Хотя во времена альбигойских войн, ашвены и не были полностью уничтожены, а во многих местах удачно мимикрировали под патаренов, а кое-где и под яростных като-ликов, так сказать, разлагая систему изнутри. Многие непонятные на первый взгляд зверства инквизиции в это время, когда на костер и вечное заключение обрекались тысячи добрых христиан, на самом деле объясняются тем, что среди прислужников ин-квизиторов кишмя кишели последователи Первого Аша, для которых донос и преда-тельство были важнейшими заповедями.
После разгрома катаров ашвены подались в Бургундию, где без лишнего шума при-соединились к вальденцам, и достаточно быстро во многих местах стали их вождями. Проповедуя в соответствии с принципами вальденской ереси почти патологическую честность и пацифизм, сами ашвены не гнушались ни ложью, ни человекоубийством. Используя распространенное и справедливое мнение о том, что настоящий вальденец просто не в состоянии скрывать свои убеждения, они легко уходили от преследования и продолжали свою вредительскую деятельность еще больше столетия.
Конец ашвенству во Франции положила Реформация. Валденцы влились в ряды кальвинистов, которым благодаря достаточно жесткому контролю общин над своими членами, удалось легко разоблачить последних ашвенов, многие из которых были без-жалостно убиты.
Одна из крупнейших эпидемий ашвенизма в пятнадцатом веке поразила королев-ство Фердинанда и Изабеллы. Разгоревшись от какой-то неведомой искры, ересь стала вербовать сторонников среди морисков, моранов, а также оставшихся под конец Рекон-кисты не удел авантюристов-идальго. В штате святой инквизиции по инициативе самого Торквемады был создан специальный отдел, занимавшийся исключительно отловом ашвенов. Через несколько лет после создания это ведомство превратилось в формен-ный штаб ашвенов, заваливший Испанию томами «Книги Аш», и присоединивший к Ашвену тысячи человек. Весь личный состав отдела был уничтожен без соблюдения каких-либо формальностей. Возможно, именно этот эпизод сильнее всего повлиял на сохранившееся до наших дней мнение, что лучшим из доступных средств борьбы с ашвенизмом является его забвение. Если забвение может быть скрупулезным и настойчивым, то эта политика дала свой эффект. Следующие триста лет серьезные сведения о «Книге Аш» отсутствуют.
В восемнадцатом веке в ашвенизме замечен Жан-Жак Руссо, а также несколько эн-циклопедистов помельче. Ашвеном был Наполеон Бонапарт собственной персоной. Его обратил брат Неподкупного Жером Робеспьер, бывший одно время близким приятелем корсиканца. Достигнув высшей власти, Наполеон уничтожил всех известных ему ашве-нов, а также сделал все возможное для ликвидации ереси, самих еретиков и их священ-ного писания на всех контролируемых им территориях. Впрочем, доподлинно известно, что одного ашвена великий человек пощадил. Что, впрочем, неудивительною. Это был его родной брат Люсьен. Существует мнение, что искоренение ашвенизма было одним из тайных условий конкордата императора со Святым престолом. Качество работы ве-домства Фуше и сейчас поражает воображение. До сих пор не найдено не одного полно-го текста «Книги Аш» на французском языке.
Следующий выдающийся ашвен представляет особый интерес, поскольку именно благодаря ему мы сейчас имеем доступ хоть к какому-то изложению учения Аш. В сере-дине XIX века итальянский авантюрист, недоучившийся студент-филолог, также борец за дело освобождения Италии и прочих угнетенных народов Франческо Пини возвра-щается в родной Рим с латинским списком «Книги Аш». По его собственному признанию, Пини обнаружил фолиант в одном из южно-французских монастырей, обосновавшемся в подлатанном якобы альбигойском, а на самом деле ашвенском замке X или XI века. Что он там делал, и главное, каким образом ухитрился увезти книгу с собой, Пини не сообщает. Не исключено, что он ее попросту украл. Приехав в папскую столицу, Пини развернул активную пропаганду ашвенизма, которая в тех политических условиях име-ла огромный успех. Ряды секты стали быстро пополняться патриотически настроенны-ми студентами и семинаристами. Под руководством Пини разросшаяся секта в полном составе вошла в состав «Молодой Италии». Для наилучшего распространения ашвен-ских идей, собрав команду из товарищей-филологов, Пини предпринял перевод «Книги Аш» на общедоступный итальянский. С оригинальным текстом книги новоявленный Аш обошелся чрезвычайно вольно. Начальный период развития секты был максимально затемнен, так чтобы неподготовленный читатель не смог даже догадаться о ее грече-ском происхождении. Исключительно грубо был втиснут намек на римский генезис уче-ния. С другой стороны Пини дополнил историческую часть книги весьма подробным описанием собственной биографии, разумеется, тщательно отлакированной. Финал Аша итальянского развода оказался малоромантичным. В один прекрасный момент Пини угодил в застенки папской охранки и немедленно сдал всех членов секты, а также известных ему участников «Молодой Италии». Несмотря на все предосторожности, пре-дательство Пини стало известно еще до его выхода на свободу. После освобождения Франческо Пини прожил ровно три дня. Никто по нему не плакал. Удивительно, но факт: после столь бесславного конца отца-основателя секта угасла не сразу, а даже некоторое время пополнялась новыми адептами. Однако, когда ранее чисто умозри-тельная идея объединения Италии усилиями Гарибальди и Сардинского двора стала вполне осуществимой, антигосударственническая идеология Ашвен перестала удовле-творять патриотов, и однажды сектанты просто перестали собираться, занявшись бо-лее полезными для Родины делами.
Документы, свидетельствующие о существовании ашвенов в России отсутствуют. Однако известно, что, в частности, император Николай Павлович панически боялся названной ереси, и этот страх принимал у него несколько неадекватные формы. Так непонятная жестокость императора в деле петрашевцев объясняется неизвестно отку-да взявшимся убеждением Николая Павловича в ашвенской подоплеке сборищ мечта-телей. Когда заблуждение было развеяно, участники призрачного заговора были поми-лованы и отделались многолетней каторгой.
АШВЕНЫ В ХХ ВЕКЕ
Последний нашумевший случай вспышки ашвенской активности замечен в XX веке. Уже упоминавшийся Джек Линдси, вернувшись с «Книгой Аш» в Америку после войны, через несколько лет показал ее научному руководителю, предложив в качестве отправ-ной точки к своей дипломной работе. Книга произвела на профессора огромное впечат-ление, и он забрал ее у Линдси для более подробного изучения. Две недели спустя Джек, поинтересовавшись, где его находка, с удивлением узнал, что «Книге Аш» было посвящено специальное заседание Ученого совета университета, где было принято решение о заключении книги на вечное хранение в закрытый фонд библиотеки, без права выдачи кому-либо и когда-либо. Ошеломленный Линдси попытался выяснить причину столь грубого обращения с его правом собственности. Вместо вразумительного ответа он получил повестку в Комиссию по расследованию антиамериканской деятель-ности. Вовремя сориентировавшись, Линдси уехал за Запад, занявшись там изучением, а впоследствии, преподаванием истории Северной Америки XVII-XVIII веков. Однако, это было только прелюдией настоящей истории Линдси и его отношений с «Книгой Аш».
Спустя пятнадцать лет уважаемый и респектабельный профессор Джейкоб Б. Линдси наткнулся в одном историческом журнале на короткую заметку уругвайского ученого Рауля Хименеса, посвященную ашвенам. С глубоким волнением он узнал в описываемой священной книге ашвенов тот самый утраченный им текст. Дальнейшая переписка .Линдси с Хименесом подтвердила его догадку. С тех пор профессор потерял покой. В один прекрасный день, тщательно собрав из всех уголков своей памяти все, что он помнил об ашвенизме из прочитанного в первоисточнике, Линдси выступил с лекцией об Ашвене перед несколькими своими студентами. Неожиданно для него само-го, лекция имела бурный успех. По многочисленным просьбам Линдси систематизировал свои записи на тему Ашвена, и отдал наиболее интересующимся студентам, которые размножили текст на ротапринте и стали распространять среди своих соучеников. Через некоторое время Линдси был вызван в ректорат университета, где был обвинен в об-ращении учащихся в какое-то сатанинское учение. К всеобщему удивлению, вместо того, чтобы покаяться и призвать учеников в порядку, Линдси подал в отставку. Через некоторое время бывший профессор «всплыл» со своими учениками в Лос-Анжелесе, наводненном тогда хиппи, буддистами, поклонниками Свами Прабхупады и прочими неформалами. Секта стала быстро пополняться молодыми людьми, уничтожившими свои повестки и протестующими против войны во Вьетнаме. Линдси встречается с Ти-моти Лири, который проявляет к учению огромный интерес. Однако через пару месяцев Лири садится в тюрьму.
В это время пребывающий в счастливом неведении о причинах смены места прожи-вания профессора Хименес собирается в Америку. В американском посольстве ученый простодушно указывает встречу с Линдси, как главную цель поездки. Посольство наво-дит справки, ужасается, и Хименесу отказывает.
Над головой Линдси начинают сгущаться тучи. Власти ищут предлога покончить с распоясавшимися сектантами, и случай не заставляет себя долго ждать. Один из сек-тантов подрывается на бомбе собственного изготовления, сработанной им по заказу «Черных пантер». Не дожидаясь ареста, Линдси с группой самых верных сподвижников отбывает в Индию, намереваясь создать там опорный пункт для распространения ашвенских идей по всему миру. И умирает от скоротечной лихорадки в Северной Бенга-лии, оставив после себя пару десятков растерянных и бездарных последователей. Все они вернулись в Штаты, и (должно быть) вспоминают свою давнюю поездку в Индию с испуганным недоумением.
Такова вкратце известная история Ашвена. Трудно сказать, сколько еще ашвенов явных и тайных действовало и проповедовало на протяжении полутора тысячелетней истории секты. Наиболее последовательный и сильный гонитель Ашвена – Римско-католическая церковь – был на протяжении большей части истории секты главным хранителем исторических документов в Западной Европе. В связи с этим проводимая папами по меньше мере тысячу лет строжайше засекреченная компания по искорене-нию самой памяти о секте оказалась крайне эффективной. Можно только предполагать, сколько интереснейших исторических документов было фальсифицировано или уни-чтожено без следа. По непроверенной информации в настоящее время тяжкое бремя «пожарников» с доминиканцев переложено на братьев из ордена Христа. Во времена поголовной грамотности, Интернета и широкого распространения множительного обо-рудования им остается только посочувствовать.
ПРЕДАНИЕ О ВЕЛИКОЙ ЛЖИ
Как уже говорилось, собственно учение ашвенов изложено в «Книге Лжи».
Стержнем «Книги Лжи» является предание о Великой Лжи, без которого вся осталь-ная теория и практика Ашвена не имела бы смысла. Вкратце это предание можно изло-жить следующим образом. Символ веры христианства – приход Мессии, его смерть на кресте как искупление, второе Пришествие и Страшный Суд – не просто неправда, а Великая злонамеренная Ложь, направленная на достижение некими могущественными космическими силами своих целей, весьма отличных от спасения душ человеческих.
С точки зрения ашвенов, мир является ареной борьбы двух или более могуще-ственных сущностей. Что является предметом спора, и имеет ли место серьезный кон-фликт вообще – неведомо. Возможно, идет война на уничтожение, возможно, происхо-дящее – вовсе не битва, а игра, вроде шахмат или пристенка, по окончании которой выигравший бог поставит проигравшему щелбан. Так или иначе, в процессе игры-битвы с неведомыми правилами боги-игроки пользуются некими постоянно обновляе-мыми приспособлениями. По желанию их можно сравнить либо с армиями, либо с оло-вянными солдатиками, либо с игральными картами одноразового пользования. Еди-ножды примененная фишка приходит в полную негодность и выбрасывается в космиче-ский мусорный ящик.
Изготовлением и доведением игральных костей до употребительного вида занима-ются слуги-эманации богов-игроков, во много раз менее могущественные. Естественно, упомянутые демоны все же весьма сильны и располагают достаточными ресурсами, чтобы производить продукт, способный удовлетворить высокопоставленных хозяев. Мы можем судить о том, какое мастерство и трудолюбие для этого требуется, поскольку единственный известный нам экземпляр такого игрального приспособления представ-ляет собой очень сложный на наш человеческий взгляд объект. Это – наша Земля, а точнее – населяющее ее человечество.
Увы, человечество не приз в игре, не самостоятельный игрок, не, даже, какая-то решающая или существенно важная фигура, как король или ферзь. Скорее всего, соб-ственно игроки-полководцы даже не подозревают о нашем существовании, или, если приписать им абсолютное всеведение, не придают существенного значения тому, что с нами происходит сейчас, пока мы, то есть род человеческий, не введены в активную игру. Карта пока лежит в прикупе, либо в колоде, кегельный шар не брошен, затвор не передернут для нового выстрела. Вернее сказать, карта еще печатается, шар еще не изготовлен, пуля еще не отлита.
На вечный вопрос о смысле жизни «Книга Аш» дает обескураживающий ответ. Смысл есть, но мешать его осуществлению – долг всякого уважающего себя человека. О предназначении хорошо сделанного продукта можно догадаться по его свойствам. Так говорит «Книга Аш». «В начале был замысел (Логос), и замысел был у Бога, и за-мыслом был Бог» — сказано в Евангелии от Иоанна.
(Смысл стула — в том, чтобы на нем сидеть, смысл стола – в том, чтобы за ним есть. Смысл топора – главного инструмента в первой профессии Иисуса – быть продолжением руки плотника. Ужас топора из «Братьев Карамазовых», ставшего спутником Земли, и миллионы лет накручивающего круг за кругом по орбите – в его чудовищной бессмысленности, неисполнении замысла. Никто не спрашивает у мо-лотка, хочется ли ему биться головой о гвоздь. Если такая аналогия кажется натя-нутой, то заметим, что и барана, отправляемого на бойню, также никто не спра-шивает. Ведь на то он и баран, чтобы из него сделать шашлык. Именно для этого он рожден, выращен и откормлен. Особо подчеркнем, что если бы не был нужен шаш-лык, то этого конкретного барана не было бы. Хороший баран для шашлыка жирен и мясист. Худой и поджарый баран – это плохой баран, если, конечно, он не предназна-чен только для стрижки. В этом случае он должен быть волосат. Созданное имеет тот смысл, который вкладывает в него его создатель.)
Иегова, по мнению ашвенов – весьма несовершенный и вовсе не всемогущий Бог, а демон, подчиненный более высоким инстанциям. В Книге Иова окончательно замордо-ванный главный герой спрашивает у Бога, за что ему такие напасти. В ответ ни с того, ни с сего Иегова предлагает ему вообразить битву Бегемота и Левиафана, с непонят-ным удовлетворением заключая, что Иов этого представить не в состоянии. Христиан-ская интерпретация этого эпизода чрезвычайно туманна. С точки зрения ашвенов, в оригинальном варианте Иегова просто объяснял Иову, что вовсе не он решает судьбы мира, а битва чудовищных сил, в которых и он сам в лучшем случае пешка. Высшие силы назначили и обучили демона Иегову, чтобы тот создал и довел до товарного вида фишку-камикадзе под названием «человечество».
Человечество еще не достигло кондиций, необходимых для употребления в игре. Что же это за кондиции? Ответ на этот вопрос «Книга Аш» находит в Священом Писа-нии. Библия состоит из двух частей. Первая – Ветхий Завет — учит войне, уничтожению противника для достижения целей, предписанных богом. Истинная цель вечных войн человечества, как считают ашвены, не в тех жалких трофеях, которые оказываются в руках ничтожных победителей ничтожных побежденных. Человечество оттачивает ору-жие, которым ему доведется драться в последней битве. Библия вещает, что это будет битва с врагом рода человеческого. Ашвены с этим соглашаются. «Да, это будет по-следняя битва людей против одного врага человеческого на стороне другого». Великий путь от каменного топора к атомной бомбе увенчается одним помпезным Холокостом, в котором евреями станут все.
В последней битве лучшие сыны человечества встанут плечом к плечу в едином строю, смело подставив грудь огненному урагану. «Для меня нет ни эллина, ни римля-нина, ни иудея». Да, кивают ашвены, так оно и есть. Для Иеговы все люди должны сплотиться в единый бильярдный шар. Опыт всех царств, всех завоеваний и объедине-ний шаг за шагом подводит Землю к последнему Объединению, где исчезнут границы, языки и прочие различия. Все станут подданными одной Империи, способной выставить на поле Армагеддон армию всей планеты, единый кулак, предназначенный для одного удара.
Человечество должно подготовиться к своему закланию. Вторая часть Библии – Но-вый Завет — учит смирению, причем, не просто смирению, а готовности стать жертвой, безропотно, и даже с радостью лечь на алтарь. Евангелия преподносят людям великий пример жертвы, для непонятливых повторенный четырежды. Чтобы искупить некий туманный первородный грех, грех совершенный не теми, кто живет сейчас, а их мифи-ческими предками, сам Бог принимает мучительную и позорную смерть. И высшая честь для человека — уподобление Богу – принесение себя в жертву во славу Его. Посмотрите на их главный символ, говорят ашвены, на тот знак, который христиане возносят на вершины своих храмов, которым они осеняют себя, обращаясь к своему божеству. Ору-дие позорной казни.
Христианство все могущественней. Империи все громаднее и всеохватнее. Орудия убийства все изощренней и мощнее. Близок час. «Спаситель» приближается. Спасения нет?
БИТВА СО ЗЛОМ
Книга «Предательства», приписываемая Однорукому Ашу, начинается с главного вопроса учения – Вопроса Аша: «Есть ли право у создателя мира сего и человечества в частности столь вольно распоряжаться судьбами существ, наделенных, неважно кем, пусть даже и им самим, собственной волей и способностью судить о событиях и целях с точки зрения их смысла и целесообразности?». Ответ дается немедленно – разумеется, НЕТ.
(Допустим, родивший тебя отец строил определенные планы на твой счет, но ты, непочтительный и непослушный, не внял мудрым повелениям родителя. В этом случае, может ли отец твой тебя замочить? Ответ на этот вопрос в разные вре-мена давался по-разному, но, как правило, в более поздние эпохи спрашиваемый уточнял: «а чего хотел отец от сына, и как сын приказ отца нарушил?». Ежели цели, поставленные отцом, отвечающему казались особо достойными, а поступок сына вызывал омерзение, он мог и признать за отцом право распорядиться сыновней жиз-нью. В противном случае, если, скажем, папаша убил сына за то, что тот не дал старому развратнику изнасиловать его жену, аргумент: «Я тебя породил – я тебя и убью» мало кому кажется убедительным. Возможно, кому-то аналогия покажется кощунственной. )
Во времена, когда был написан этот труд, при всем свободомыслии образованных ромеев, подстрекательство к тому, чтобы ослушаться родителя ИЗ ПРИНЦИПА, без ссылки на более высокий авторитет, и даже наоборот, именно отказываясь признавать какой бы то ни было авторитет, никак кроме пропаганды предательства назвать и не могли. Первые ашвены вместо того, чтобы возражать против позорного названия их поступка, напротив, написали это слово на своем знамени, утверждая право всякого человека свободно выбирать, кого ему предавать, а кому хранить верность.
«Расставим точки над «i»», говорят ашвены. С какой стати свободного человека можно обязать делать то, чего он сам лично делать вовсе не обещал, а обещал за него кто-то другой? Первый Аш спрашивает. «Допустим, мы поверили бы и в то, что Господь Бог впрямь вместилище всех возможных добродетелей, совершенный создатель со-вершенного (в перспективе?) мира. Даже в этом случае, если цели его и пути, как настойчиво убеждают нас христиане, недоступны нашему пониманию, почему стали бы мы ему бездумно подчиняться? Нам же известен истинный замысел, так неужели мы как скот пойдем на бойню, только потому, что Он – Отец наш?»
Нарушить замысел, сломать его, помешать брошенному с неба камню задавить ко-пошащихся у подножия – вот достойная цель, какую может поставить перед собой ис-тинно мыслящий человек. Неизбежно ли то, что было показано Иоанну Богослову? Вряд ли. Потому, говорит Первый Аш, что «если и Бог, и люди бессильны перед пред-начертаньем, тогда все потуги заставить людей вести себя так, а не иначе, бесплодны, если же Бог – безраздельный хозяин мировых судеб, они – избыточны». Следователь-но, от людей зависят самые важные вещи в том мире, который они населяют.
До Иеговы и тем более его мрачных хозяев не дотянуться. Но есть его союзники, его посланники на Земле. Есть Враг осязаемый – Трехголовая Гидра. Имена ее – Ар-мия, Государство, Церковь. Именно эти три силы являются главными двигателями приближения Апокалипсиса. И они же, доведенные до некой определенной степени готовности, должны стать его главными инструментами, необходимыми атрибутами конца света. Три зловещих машины будущей вселенской гибели подталкивая и подпи-рая друг друга, все усложняясь и совершенствуясь, неуклонно тянут мир к бездонной пропасти, предсказанной пророками и ясновидящими. Но пока они НЕ ГОТОВЫ, и пока кони Апокалипсиса еще стоят в своих стойлах, есть надежда, что катастрофы удастся избежать. Следовательно, мир может избежать Армагеддона, но люди должны поста-раться. Точнее лучшие из людей, оговаривается Первый Аш, – те, для кого написана «Книга Аш», и к кому обращена «Книга Предательства».
Первый Аш изобрел формулу членства в Ашвене, которая, по его убеждению, должна была сделать ашвенов неуязвимыми, и не дать им самим стать могильщиками своего правого дела. Всякая армия, всякое оружие, всякие власть и насилие – зло. К несчастью, нет других способов борьбы против них, кроме другой армии, другого ору-жия, другого насилия. Значит, говорит Аш, надо создать армию, которая не сможет, победив, создать новую Империю, новую Церковь, приготовиться к новой войне. Для этого каждый ашвен должен стать сам для себя полководцем, императором и первосвященником.
Ашвеном является всякий, считающий себя таковым. Такая формулировка, практически дословно, содержится в «Книге Предательства». Ниже, правда, эта дефи-ниция конкретизируется и расширяется, переставая быть уж полной тавтологией. В конечном счете, ашвеном становится человек, прочитавший или услышавший преда-ние о Великой Лжи, принявший основные ашвенские принципы, и хотя бы время от времени следующий им. Инициация ашвена происходит внутри него, в его сознании. Другой не требуется. Может случиться, что никто так никогда и не узнает, что человек был ашвеном. Если кто-то думает и живет как ашвен, и считает себя ашвеном, он – ашвен, безо всяких оговорок.
(Вообще говоря, не всякий человек, верующий во Христа, является христианином с точки зрения, скажем, православия. Как минимум, для этого требуется пройти публичный ритуал инициации – крещение, пусть даже подавляющее большинство христиан проходят его, не сознавая этого. Ислам также требует как минимум трех взрослых мужчин-мусульман для свидетельствования акта перехода человека в ис-лам. Не говоря уже о том, что от последователей большинства религий требуется регулярное подтверждение своей приверженности истинной вере, и люди, по той или иной причине не появляющиеся в церкви, синагоге или мечети, подвергаются осуждению единоверцев. С ашвенами дело обстоит совсем не так.)
Новообращенный ашвен становится добровольцем великого воинства без коман-дования и субординации на войне без линии фронта. Он никому не подчиняется. Ашвен может выслушать совет другого ашвена о том, как нанести максимальный ущерб обще-му врагу – власти, армии, церкви, но не обязан подчиняться ничьему приказу. С тем же успехом он может взять на вооружение и опыт любого другого врага его врагов. Он мо-жет воспользоваться и оружием самих врагов, если оно поможет развалить империю или развратить священника. Он сам себе полк и армия. Тысяча хорошо обученных сол-дат империи бессильны против сотни ашвенов, потому что сотня ашвенов никогда не выйдет строем против тысячи хорошо обученных солдат. Зачем? У ашвена нет специ-ального ашвенского мундира, который показывал бы каждому встречному, чему он слу-жит. Ашвен – неуловим. Он может зайти со спины и ударить в самое слабое место. О каком благородстве может идти речь, когда враг столь силен, а цели врага – столь ужа-сающи?!
Ашвен – враг Великой Лжи, но ложь сама по себе – сильное оружие, и пользоваться им – можно и даже нужно, если будет результат. Ашвен может клясться в чем угодно и чем угодно. Никакая присяга не будет предательством дела ашвенов, ибо, втеревшись в доверие к власти, ашвен может нанести гораздо больший урон истукану на глиняных ногах, называемому государство. Ашвен может довериться человеку, если на его взгляд этот человек готов присоединиться к Великому сообщества Ашвен, объединяющему всех людей, разделяещих идеи «Книги Аш». Но даже если он ошибется и неверный друг его разоблачит, он не сможет по человеческой слабости выдать много ашвенов. Оста-нутся тысячи и тысячи неизвестных ему, которые продолжат благое дело.
В конце «Книги Предательства» Однорукий Аш завещает ашвенам Писать Книгу. Под этим он подразумевает не только буквальное дописывание и распространение списков «Книги «Аш». «Каждый дезертир, каждая совращенная монашка, каждый опо-роченный чиновник, говорит Однорукий – это новые строки в Книге». «Книга Аш» не имеет границ ни в пространстве, ни во времени. Пока будет жить человечество, в ней будут появляться новые и новые страницы. «Не спрашивайте меня, когда мы победим. Говорю вам: у этой войны возможен только один конец – Конец света. А наша победа – ее бесконечное продолжение. Ибо вечная битва со Злом и есть Жизнь». Этими строка-ми заканчивается «Книга Аш».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Таковы вкратце история, мифология и основные принципы секты Ашвен. Неизвест-но, сколько адептов учения пишут Книгу в наше время. Читатель может сам решить, насколько убедительны аргументы «Книги «Аш», и сделать свои выводы о том, сколько людей вокруг него живут и действуют так, как будто они ашвены., насколько его соб-ственные убеждения похожи или отличаются от ашвенских.
Заметим однако, что на протяжение истории человечества конец света ожидался не однажды. Много раз назывались конкретные даты, и находились бесчисленные свиде-тели ЗНАКОВ, описанных в Откровении Иоанна Богослова. Между тем, ничего не проис-ходило, ужас сменялся разочарованием, и люди возвращались к своим частным делам, работали, рожали детей, которые, в свою очередь, опять ждали Апокалипсиса, который никак не наступал. В это время среди них невидимками жили ашвены, пишущие Книгу.
Ну и приложение ко всему этому:
I.
Андрон.: Кто такие ашвены с точки зрения современной исторической науки?
Медиевист: Упрощенно можно сказать, что это гностическая секта с ярко выраженным анти-христианским и вообще бунтарским, деструктивным уклоном, имевшая широкое распро-странение в VI-XII веках от Р.Х. в Восточно-римской империи, в наше время называе-мой Византийской. (Сами ромеи ее так никогда не называли). Это если очень упрощен-но. Если уточнять, придется пояснить, это не совсем гностическая и не совсем секта. Ашвены не имели, в отличие от современных им несториан или ариан, никакой, даже самой элементарной организации. Более того. Я не юрист, но думаю, что если бы суд в любой современной мало-мальски цивилизованной стране сейчас стал бы разбирать дела любого казненного за принадлежность к этой секте, он признал бы доказательства вины совершенно недостаточными.
Уверенно можно сказать только то, что в VI веке или ранее, предположительно в царствование Юстиниана Великого, в Византии стал распространяться греческий текст, в котором была изложена идеология и программа некоего религиозного движения. Я не буду подробно касаться идеологии ашвенов, поскольку она более или менее адек-ватно изложена в тексте, который ты мне дал. Замечу только, что по своим идеям ашвены были близки к гностикам, но в отличие от них, во-первых, не считали вещный мир злом, и во-вторых, предписывали своим сторонникам активную деятельность в этом мире, направленную на его спасение. А это все в корне меняет.
Один мой знакомый высказал добротно бредовое предположение, что эта книга («Книга Аш») была написана по заказу некоего магната в целях дискредитации другого магната, а затем ситуация вышла из-под контроля, и она пошла гулять по стране, раз-множаясь подобно компьютерному вирусу.
Андрон.: Ну уж! Этот называется из пушки по воробьям. Ради одного доноса никто бы не стал так напрягаться. Все же «Книга Аш» — серьезный труд.
Медиевист: Зря ты так. Если уж воспринимать эту гипотезу всерьез, то в обозначенный период найти соответствующие интеллектуальные ресурсы в Византии для человека с деньгами и связями особого труда не составляло.
Андрон.: Это в мрачное-то средневековье?
Медиевист: Это во Франции с Германией было средневековье. И очень мрачное. А в Ви-зантии в это время был самый расцвет культуры. Высшая школа в Контантинополе, по всем параметрам соответствующая понятию «университет», была открыта в 425 году. К слову сказать, в Западной Европе университеты появились только шестьсот лет спустя.
А тема навета была вполне актуальной. Империя кишмя кишела разнообразными христианскими и не очень сектами, пророками и учителями. Вполне разумно было об-винить врага в принадлежности к совсем уж преступной секте, восстающей не против малопонятных частностей, типа исхождения Святого Духа от Сына, а не от Отца, а про-тив самих основ христианства – смысла Распятия. И, наконец, почему бы не предполо-жить, что на исполнителя заказа снизошло вдохновение, и он вдруг проникся идеей и душу вложил в свой труд? В конце концов, легенду о Галатее придумали греки.
II.
Андрон.: Почему ашвены появились именно при Юстиниане?
Медиевист: Как у любого исторического события, причины можно найти объективные и субъективные. Объективной причиной является, конечно же, резкое ухудшение жизни в империи, причем не только для крестьянства, которое нас, собственно, в этом смысле мало интересует. Ашвенство возникло и развилось не в этой среде. Важнее, что много-численные беды обрушились на средний класс византийского общества, более образо-ванный и социально активный. В первую очередь это касается торговцев и ремесленни-ков.
Андрон.: Но вроде бы принято считать эпоху Юстиниана блистательным периодом визан-тийской истории. Победы, завоевания…
Медиевист: Это взгляд даже более чем поверхностный. Успехи Юстиниана были куплены очень дорогой ценой. Даже в буквальном смысле: казна, ломившаяся от золота в нача-ле его правления, следующим императорам досталась совершенно пустой. Все было истрачено на безумный проект восстановления Великого Рима в его прежних границах.
Уже в середине царствования вышеупомянутого монарха налоги достигли небыва-лых размеров. Люди видели, как по мере внешнего усиления империи, их жизнь стано-вится все хуже.
В этот же период церковь окончательно становится служанкой жестокого и равно-душного государства. Так называемый цезарепапизм, то есть присвоение всех прав и функций церкви императором достигает апогея. Юстиниан сам председательствует на Вселенском соборе, и его слово в богословских прениях оказывается последним.
Наконец, и военных население никак не может считать своими защитниками. В то время византийская армия комплектуется из наемников-варваров, в основном готов. Крупные германские военачальники руководят целыми провинциями империи, хозяйни-чают в столице и крупнейших городах. При этом наиболее населенные балканские и малоазиатские провинции, лишенные защиты воюющей в Италии и Африке армии, под-вергаются опустошительным набегам варваров – тех же готов и славян. С востока нападают персы и арабы-кочевники.
При таких обстоятельствах идея враждебной простому человеку трехголовой гид-ры, олицетворяющей единую злобную сущность империи, армии и церкви, была есте-ственной, и нашла широкую поддержку.
Что касается субъективных причин, они лежат на поверхности. В 529 году от Р.Х. в Афинах ликвидируется знаменитейшая языческая школа, хранившая традиции Платона, Аристотеля и Сократа. Вполне возможно, что оставшиеся не у дел, озлобленные афин-ские мудрецы нашли достойное применение своим недюжинным способностям.
III.
Андрон.: Насколько велика была роль ашвенов в византийской истории?
Медиевист: Вопрос намного сложней, чем может показаться. Дело даже не в том, что как справедливо замечено в этой твоей статье, многие источники были уничтожены. Уни-чтожены-то уничтожены, но методология истории как науки позволяет извлекать ин-формацию и из-под груды умолчаний. Как ни смешно, дело, скорее в обратном, слиш-ком многих достаточно влиятельных людей при жизни, а уж особенно посмертно при-числяли к ашвенам. Ты, наверно, заметил, что я похвалил статью только за изложение основ ашвенской идеологии. Ее исторический раздел – чистая фантастика, как, впро-чем, и аналогичный раздел «Книги Аш». Кого там только нет! Даже Юлиана Отступника приписали к ашвенам, а он помер лет за двести до первых упоминаний о них.
Андрон.: Кстати, а как насчет Наполеона? Он был ашвеном?
Медиевист: Полная чушь.
Могу предположить, откуда эта «версия» взялась. Из упоминания Люсьена Бонапар-та. Я не специалист, но той историей – от французской революции до Ватерлоо, об-щедилетантски интересовался. Как я сейчас вспоминаю, его поведение в последние го-ды правления Наполеона действительно было несколько странным. Этот человек, прак-тически посадивший Наполеона на трон, в самый триумфальный период Империи пря-чется где-то в Швейцарии, и пишет брату письма с туманными упреками о предатель-стве общего дела.
Да, забыл сказать, одновременно с этим Люсьен изучает какие-то манускрипты на древнегреческом византийского происхождения.
Андрон.: Ну так…
Медиевист: Знаешь, не стоит выдумывать сущности более необходимого. Изучение грече-ских древностей для скучающего состоятельного господина без семьи в начале XIX века с точки зрения окружающих было просто милым чудачеством, не более того.
Андрон.: А что насчет Андроника?
Медиевист: Судя по тому, как Андроник Комнин себя вел в период своего царствования, ашвеном он никак не был. Впрочем, личность была, скажем так, своеобразная. Возмож-но, на каком-то этапе своей бурной жизни он и ашвенством баловался. Но вряд ли это было долго.
Андрон.: А династия Ангелов?
Медиевист: Ангелы — просто …удаки. Жалкие, ничтожные личности. Непонятно, как они вообще так долго продержались на троне. Вокруг них собиралось столько всякого сброда, что наверняка среди них было немало и ашвенов. Насчет самих – не думаю.
Андрон.: Так я не пойму. Играли ашвены какую-то роль, или не играли?
Медиевист: Ну наверно играли, если их так боялись. Есть много косвенных признаков того, что ашвены в действительности были мощной силой. В первую очередь, это неоспори-мый факт широкого распространения их Книги. Это же тебе не наше время, когда лю-бой дурак может напечатать любую чушь в тысяче экземпляров. Кто-то ведь годами си-дел, переписывал каллиграфическим почерком всю эту ересь. Кто-то должен был пере-писчика кормить, охранять, снабжать дорогостоящими материалами, тем же пергамен-том. Между прочим, на одну средних размеров пергаментную книжку уходило немалень-кое стадо. А кто-то занимался распространением книг. На все это нужны были изрядные деньги, люди, четкая организация. И это продолжалось века.
Андрон.: А что они еще делали, кроме переписывания книг?
Медиевист: Определенно сказать сложно. Ашвенство, ведь, превратили в жупел, клеймо, которое легко ставили на любого врага власти. Не сознается? Значит, точно ашвен. Се-кир-башка. Я разумеется, утрирую, но что-то подобное и было. Ашвенам приписывали руководящую роль в восстании «Ника» при Юстиниане, хотя сейчас считается, что его устроила партия «зеленых».
Андрон.: Кто?!
Медиевист: Чего дергаешься? Знаешь, кто были их главными соперниками «зеленых»? Партия «голубых»!
Ну да бог с ними.
Что еще «шили» ашвенам? Иконоборцы, в их крайне немногочисленных сохранив-шихся трудах, обвиняли ашвенов в том, что это они насаждали в Византии идолопо-клонство. Якобы, таким образом, ашвены пытались выхолостить самую суть правосла-вия, заставить простых людей молиться не Богу, а «деревяшкам».
Андрон.: А это не так?
Медиевист: Кто его знает… Во всяком случае, отчего-то наиболее последовательными сторонниками иконоборчества были крупные военные. А светские магнаты — их же род-ственники – поддерживали иконофильскую партию. Может быть, в этих обвинениях и была доля истины.
Андрон.: Что еще им приписывали?
Медиевист: Да все что угодно. От поджогов до организации нашествий внешних варваров. Но это как раз вряд ли. Ашвенство – жизнелюбивое течение. Привести какого-нибудь Аспаруха для того, чтобы досадить империи для них было бы чем-то вроде изгнания лечения перхоти гильотиной. Они, судя по всему, хорошо понимали, какое зло на дан-ный момент ужасней. А своей жизнью они дорожили. Это понятно из их текстов.
Тем не менее, участие ашвенов в антивизантийских сговорах с другими государ-ствами вполне возможно. Намеки на это есть у некоторых западно-европейских лето-писцев, которых трудно заподозрить в симпатиях к византийской власти.
IV.
Андрон.: Забавно, что борясь с одним государством, ашвены вступали в сговор с другими. Ведь государство с их точки зрения – зло абсолютное. То есть они боролись с одним драконом, подкармливая другого?
Медиевист: Тут ты не прав абсолютно. Врагом они считали именно империю, а не государ-ство вообще. Не надо считать ашвенов какими-то инопланетянами, мимикрирующими под людей. При всех их особенностях они были византийцами, людьми совей страны и своей эпохи. А с точки зрения жителей Византии двух империй быть не могло. Это нон-сенс. Если их по факту две, то это просто означает, что одна из них ненастоящая, «плюшевая».
Причем, так считали не только византийцы, так думало население всех бывших владений Римской империи от Гибралтара до Армении.
Моментом гибели Западной Римской империи (с точки зрения ее жителей никогда не существовавшей) принято считать 476 год, когда вождь готов Одоакр лишил трона Ромула Августула и выслал знаки императорского достоинства восточному императо-ру. Но мало кто знает, что одновременно с этим Одоако попросил у него титул римско-го патриция и должность римского наместника в Италии. Зачем ему это понадобилось? А дело в том, что кроме готов, на завоеванной им земле были прежние подданные Ри-ма, которые без такого подтверждения права на власть просто не стали бы ему подчи-няться.
Знаменитая коронация Карла Великого в 800 году императорской короной не могла бы произойти вовсе, если бы за несколько лет до этого мать византийского императо-ра Константина Ирина не ослепила и не свергла своего сына и не стала бы царствовать сама. Перевороты не были в Царьграде в диковинку. Но на этот раз на троне оказалась женщина, что для людей того времени было полным абсурдом. То есть Карл просто за-нял вакантный престол. Кстати в Константинополе это так и восприняли. Имел ли он на это право, это уже другой разговор.
Империя продолжала существовать в воображении людей в тех странах, которые не были в ее составе почти тысячу лет. Византия была Римской империей в глазах все-го мира от Геркулесовых столбов до Индии до первого падения Константинополя.
Андрон.: Первое падение – это как я понимаю, четвертый крестовый поход. Когда так пре-зираемые тобой Ангелы потеряли Константинополь и всю страну.
Медиевист: Потеряли – это мягко сказано. Они ее (sensored).
Андрон.: Этот момент считают крахом и ашвенов тоже.
Медиевист: Да. В Византии после восстановления империи ашвены значительной роли не играли. Их просто приравняли к нулю. В Никее политику Ласкарей в отношении ашвенов можно назвать зверской. Феодор Ласкарис впервые в византийской истории стал при-менять в массовом порядке сожжение людей. Поскольку мало говорится о самих ашве-нах, и этот факт известен мало. Судя по всему, именно тогда были уничтожены все или почти все списки «Книги Аш» на греческом языке.
Андрон.: Крестоносцы тоже ашвенов преследовали.
Медиевист: Информации почти нет. Впрочем, бегал тогда по Контантинополю один особо ретивый доминиканец. Хотел найти могилу ересиарха ашвенов – Первого Аша, выко-пать труп, и устроить публичное аутодафе. Но его быстро утихомирили.
Андрон.: Почему?
Медиевист: Этот Первый Аш жил лет за шестьсот до того доминиканца. Если бы он выко-пал Ашев труп, что бы получилось? Что он нетленный, что ли, святой?
Андрон.: Насколько я понимаю, Первым Ашем мог называться вовсе и не первый на самом деле.
Медиевист: Но факт такой есть. Куда-то этот доминиканец девался.
Андрон.: И после этого центр ашвенской активности перенесся на Запад.
Медиевист: Совершенно верно. Раймунд Тулузский — младший почти наверняка был ашве-ном, как и многие его друзья и вассалы. После падения Царьграда Рим стал центром империи в глазах ашвенов. Он и сам считал себя таковым.
Андрон.: Как это понимать. Империя «переползла» в Рим?
Медиевист: Это как эстафета. С точки зрения ашвенов, гибнущее логовище империи пере-дает свои функции новому центру. Империя – сущность инфернальная, она не погибает, а меняет форму, как энергия. Или как змея, сбрасывающая кожу. Так думали ашвены, я имею в виду.
Андрон.: Империя существует и сейчас?
Медиевист: В ашвенском понимании – безусловно.
V.
Андрон.: Как ты думаешь, почему у нас не было ашвенов?
Медиевист: У нас не было не только ашвенов, но и ариан, и монофизитов, и многих других. Понимаешь, в период рассвета Византии Россия была медвежьим углом. Для цивили-зованных ромеев наши предки были дикарями. Так на самом деле и было. И в Россию ехали подвижники, истинно верующие? монахи в подавляющем большинстве. Культура для них была неразрывно связана с православием, Святой Софией, Никитой Акомина-том. Идейные ехали, грубо говоря. Это был их БАМ, что ли.
Диссидентам и дома было чем заняться.
Ну и потом, русская культура была еще очень юной, бесхитростной. Все эти наво-роты для нее были еще слишком сложными. Ну а после первого падения Константино-поля, и прихода Батыя ашвенизм стал для русских и вовсе не актуален, как, впрочем, и для самих греков.
VI.
Андрон.: Ты читал «Книгу Аш»?
Медиевист: Только отрывки.
Андрон.: По-русски?
Медиевист: Почему? По-английски, в переводе с итальянского. Насколько мне известно, русского перевода «Книги Аш» вообще нет.
Андрон.: Ее запрещено переводить?
Медиевист: Да кому это надо! Сейчас византистика-то никому на фиг не нужна, а ты про каких-то ашвенов спрашиваешь. Кто в наше время будет чем-то заниматься без финан-сирования, без западных грантов, без возможности съездить куда-нибудь в Европу или в Штаты за счет приглашающей стороны?
А ведь византийская культура – предтеча нашей. Двуглавый орел, шапка Мономаха, вся иконопись, архитектура – все оттуда. Не говоря уже о религии. А мы о ней не знаем ни черта.
Андрон.: Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Медиевист: Именно что – другая история. Совсем другая…
Андрон.: Благодарю за интересный и содержательный разговор.
Медиевист: Не за что…
Комментарии: нет ответов